На главную
Отправить письмо
Карта сайта
Окна ПВХ
ПВХ Профиль Металлопластик Карта сайта №1Карта сайта №2Карта сайта №3
Gridnev ОКНА - производство, установка,
реализация металлопластиковых окон.

Большая заслуга в развитии железобетона в России принадлежит русским ученым Н. А. Белелюбскому, И. Г. Малюге, А. Р. Шуляченко и др. Они разработали первые нормы на портландцемент, опубликовали научные труды по технологии бетона.

В 1886 году в Москве провели первые испытания железобетонных конструкций. Испытывались под нагрузкой до разрушения две плиты: одна бетонная, другая железобетонная. Последняя выдержала почти в пять раз большую нагрузку. Через несколько лет испытания провели в Николаеве, Киеве, Петербурге. Причем в Петербурге впервые в мировой практике испытания проводились на конструкциях в натуральную величину.

Профессор Петербургского института путей сообщения Николай Аполлонович Белелюбский продемонстрировал большой арочный мост. Он казался вырубленным из каменного монолита. На деле же мост оказался изготовленным из бетона с металической основой внутри. Это был один из первых прототипов мостов из железобетона. Испытания прошли успешно. Все данные были в пользу железобетона.

Натурные исследования и испытания позволили строителям смелее применять новый материал. Именно тогда были построены железобетонные стены в Центральных московских банях, свод, перекрывающий цех шириной 4,26 метра, на Реутовской мануфактуре, трубопровод на Московско-Рязанской железной дороге и другие здания, сооружения, конструкции. В 1893 году на Красной площади выстроили новые торговые ряды, и сегодня можно увидеть легкие переходные мостики из железобетона, соединяющие линии ГУМа.

В 1914 году был возведен полностью из железобетона учебный корпус Строгановского училища (сегодня это здание занимает Московский архитектурный институт). Все было необычно в новом доме: и плоская кровля, и свободная планировка, и горизонтальное ленточное остекление. В 20—30-е годы советские архитекторы-конструктивисты создали ряд подобных сооружений, это Дворец культуры автозавода имени Лихачева, клубы имени Русакова и имени Зуева в Москве, санаторий в Сочи и др. В них зодчие использовали горизонтальные окна, лестницы, вынесенные в отдельный, часто цилиндрический, объем со сплошным остеклением, железобетонные консоли козырьков и балконов. В 1925 году построили первую оболочку для резервуара водопровода в Баку.

В 1928 г. применили купольную оболочку из железобетона при постройке московского планетария. Диаметр купола — 28 м, а его толщина всего лишь 8— 12 см. В этом основное достоинство таких конструкций. Их изогнутая в одном или нескольких направлениях форма значительно прочнее плоской и позволяет перекрывать пролеты в сотни метров при толщине оболочки в 5–6 см. Для сравнения, толщина традиционных куполов Пантеонов в Риме и Париже достигала полутора-двух метров при пролете 40 м.

Прототипом оболочек послужили скорлупа яйца, раковина моллюска, изогнутый лепесток цветка. Скорлупа птичьего яйца может служить идеальным примером строительной конструкции. Она легкая и прочная, в ней имеются слои тепло- и звукоизоляции. В скорлупе имеются приспособления для воздухообмена или вентиляции. Скорлупа не разрушается от резких перепадов температур. Словом, природа учла все, что необходимо нам иметь практически в любой строительной конструкции. Но вернемся в прошлое. В 1904 году русские инженеры Н. Пятницкий и А. Барышников в Николаевском порту соорудили первый в мире железобетонный маяк. Эта башня высотой 40 метров достигала рекордной высоты.

Прошло 63 года, и в Москве появилась новая гигантская башня. Как вы, вероятно, догадались, речь идет о чуде строительной техники — Останкинской телебашне. Ее высота около 540 метров, причем железобетонная часть башни равняется 384 метрам, остальное — металлическая антенна. Как видите, сегодня строители научились воздвигать башни на полкилометра выше первой железобетонной башни-маяка. Замечательные материалы — железобетон и сталь — позволили строителям подняться на такую высоту, тогда как конструкции из дерева не могли достичь и стометровой высоты, а в камне приблизились лишь к по-луторастам метрам.

До 1974 года, до сооружения телебашни в Канаде, московская была самой высокой в мире. Такая высота нашей башни вызвана рельефом Москвы и высотой застройки города. Чтобы все районы столицы оказались в зоне телевизионной видимости, ученые точно рассчитали необходимую высоту башни.

Эту высоченную иглу можно видеть из большинства районов Москвы. Ей не страшны сильные ветры, она способна устоять даже перед сильным ураганом и при землетрясении в 8 баллов.

Автор этого сооружения — известный инженер Н В Никитин. Он сконструировал башню по типу стебля растения. Полая железобетонная часть башни постепенно сужается и переходит в металлическую трубу, напоминая по форме ствол дерева. Внутри вдоль железобетонного тела башни натянуты стальные струны-канаты. Они придают монолитному железобетонному стволу еще большую жесткость и прочность, при порывах ветра, когда башня отклоняется в одну сторону, натягиваются струны с противоположной стороны и удерживают ее, не дают ей разрушиться от раскачивания. По такому же принципу работают конструкции стеблей растений и стволов деревьев.

Как дерево, незаметно для глаз росла башня.

Каждый день она поднималась примерно на один метр. Вместе с башней поднимался вверх и домик, в котором размещались подъемный кран, другие механизмы и люди. Они под крышей этого домика укладывали в опалубку кольца бетона, а потом, опираясь на застывшие стены, поднимался домик, и все повторялось, пока не достигли заданной отметки.

Новая телебашня в Останкине стала своеобразным символом инженерного дерзания и рабочего мастерства, а также новым, наряду с Кремлем, символом Москвы.

Эта грандиозная игла получила всемирное признание как чудо строительной техники из железобетона.

Железобетон стал незаменимым в гидротехническом строительстве. Из монолитного и сборного железобетона возводят плотины, шлюзы, здания ГЭС, береговые плотины, каналы и защитные дамбы. К строительному материалу здесь предъявляются особые требования: он должен выдерживать огромной силы напор роды и обладать повышенной износоустойчивостью, водостойкостью, водонепроницаемостью и морозостойкостью.

Возможности этого материала неисчерпаемы. Он позволяет строить не только прочно и быстро, но и создавать эстетически запоминающиеся образы. Те, кто бывал в ереванском аэропорту «Звартноц», очевидно, увезли с собой образ какого-то космического сооружения. Авторы аэропорта применили необычную планировку здания в виде разомкнутого кольца. На некотором расстоянии от него в центре располагается срезанный на конус объем с монументальной башней, устремленной ввысь. Эта часть здания связана с кольцом галереями и эстакадами. В кольце находятся 7 микровокзалов для отлетающих пассажиров. Прибывающие пассажиры по переходным галереям попадают в центральный зал. Функционально такая планировка вполне оправданна. Но все же в ней преобладает эмоциональное начало. Из разных точек открываются эффектные картины, и в целом аэропорт производит незабываемое впечатление. Оно достигается грандиозным масштабом и его скульптурностью, хотя здесь авторы не использовали никаких декоративно-скульптурных украшений.

Запоминается образ и универсального спортивного зала «Дружба», построенного в Лужниках к Олим-пиаде-80. Внешне он похож на огромную морскую звезду Этим он обязан оригинальной конструкции покрытия. Оно состоит из 28 складчатых железобетонных оболочек. Одним концом оболочки опираются на землю, а сверху в центре их объединяет сферическая двояковыпуклая оболочка. Без промежуточных опор удалось перекрыть обширную площадь. Спортзал вмещает до четырех тысяч зрителей и участников соревнований.

С конца XIX столетия бетон, а позднее — железобетон находят широкое применение в декоративной скульптуре для украшения жилых и общественных зданий, парков, скверов и садов. В этом материале создавали и портретную, и монументальную скульптуру.

Одним из первых выполнил скульптурные детали и рельефы из бетона скульптор А. С. Козлов. Эти скульптуры, созданные сто лет назад, сохранились на некоторых зданиях Москвы и других городов.

В 1902 году в Киеве на Банковской улице архитектор В. В. Городецкий в память о поездке поохотиться в Африку украсил свой дом бетонными фигурами заморских зверей. На стенах этого диковинного серого здания разместились скульптурные изображения львов, жирафов, носорогов, крокодилов. Водосточные трубы заменили бетонные хоботы слонов. Из пасти носорога капала вода. И сегодня у этого дома прохожие останавливаются в изумлении.

Из Киева перенесемся в Москву. Здесь Киевский вокзал также* украшают бетонные скульптуры. Из бетона выполнены фигуры на новом здании главной библиотеки страны, примыкающем к знаменитому старинному дому Пашкова, в их создании принимали участие известные мастера: М. Г. Манизер, Н. В. Кран-диевская, В. И. Мухина. Фриз из бетона на главном портике выполнен по рисункам архитекторов В. А. Шу-ко и В. Г. Гельфрейха. Скульптура из бетона украшает высотные жилые здания на Котельнической набережной и площади Восстания, здание Московского университета и многие другие здания и сооружения столицы.

Фасад Центрального экономико-математического института в Москве привлекает внимание прохожих эмблемой. Это огромное изваяние из бетона похожее на глаз и ухо, что видят и слышат все вокруг. Так выглядит лента Мёбиуса — символ бесконечности в математике. Ее вписали в квадрат, стороны которого равны одной миллионной диаметра Земли. Еще один символ — знаки кибернетики, которой здесь занимаются.

Но царь-камень бетон имеет возможность создавать запоминающиеся образы не только придаваемыми ему формами. Он обладает собственными декоративными свойствами. Их выявляют соответствующей обработкой. Цвет и фактура бетона скрыты в нем за цементной пленкой. При надлежащей обработке может обнажиться наполнитель из естественного камня с присущим ему цветом. Если в форму изделия заложить лицевой слой, состоящий из бетона и мелких кусочков декоративного камня, мраморной крошки, гальки, битого стекла или керамики, то поверхность камня-бетона преобразится. Он будет матовым или блестящим, мерцающим на солнце, ярким и нарядным. Специальными устройствами с движущимися зубьями, щетками можно сделать поверхность бетона шероховатой, рельефной, с различными узорами и фактурой.

Рельефные орнаменты на сером фоне оживляют большие плоскости стен. Определенное разнообразие в застройку вносит цветной бетон. Красители вводятся в строительный материал при его изготовлении, поэтому в дальнейшем покраски таких конструкций не требуется. Цветной бетон признан специалистами одним из самых эффективных материалов для наружной отделки зданий. Он декоративен, надежен в эксплуатации и экономичен.

В некоторых случаях после разборки опалубки бетон сохраняют без дальнейшей обработки. На нем отпечатывается текстура деревянных досок и это производит определенный эффект.

В настоящее время применяют сочетание различных фактур и материалов в отделке фасадов. Серый монолитный каркас из железобетона хорошо сочетается с ярко-красным кирпичным заполнением стен или с нарядной керамической плиткой. Эффектно выглядят яркие декоративные детали: балконы, козырьки над входами, цветочницы всевозможных очертаний. Применяются также сочетания облицовки из природных камней и железобетона.

Именно железобетон стал тем материалом, который позволил отразить нашу эпоху с ее динамизмом, небывалыми темпами развития техники, мысли, общественных отношений. Современная архитектура обрела в железобетоне материал, способный выразить практически любую идею зодчего.

Вот и закончилось наше путешествие в мир строительных камней. У них богатейшая история, и все они: известняк и мрамор, гранит и базальт, кирпич и керамическая облицовочная плитка, бетон и железобетон — по сей день служат человеку. Естественные камни в основном идут на облицовку зданий, мостов, набережных, используют их и в дорожном строительстве. Из известняка и мергеля получают известь и цемент, а из цемента и природных камней — бетон. Из глины производят кирпич, черепицу, всевозможные санитарно-технические изделия.

Строительные материалы иногда называют палитрой зодчего. В последнее время она значительно обогатилась за счет изобретения и применения новых конструкционных и отделочных материалов. В современном строительстве широко применяются синтетические полимерные материалы. Появились слоистые материалы и конструкции, в которых два-три материала соединяют в одно целое и получают значительно больший эффект. Сегодня в распоряжении архитекторов и строителей свыше тысячи наименований различных конструкционных и отделочных материалов, но ведущее место по-прежнему принадлежит всевозможным строительным камням.

Пройдет время, появятся новые строительные материалы, которые несомненно окажут влияние на развитие строительных конструкций и архитектурных форм, на формирование архитектурного стиля и образа сооружений, как уже бывало в истории архитектуры не один раз. И это будут строительные материалы и архитектура своего времени.

Страницы:


ООО "Гриднев" © 2001-2017
Адрес: Украина, г.Киев
ул. Электриков, 30

  E-mail: gridnev-okna@yandex.ru