На главную
Отправить письмо
Окна ПВХ
ПВХ Профиль Металлопластик
Gridnev ОКНА - производство, установка,
реализация металлопластиковых окон.

Во времена Петра I изразцы очень редко применяли в наружном декоре. В основном они шли на облицовку печей. В моду вошли гладкие белые с синей краской и традиционные пятицветные, но с рисованным узором изразцы. Во время путешествия царя за границу на него большое впечатление произвели голландские керамические плитки с синей росписью. Петр решил наладить их производство в России. Мастерскую возобновили все там же, в монастыре на Истре. Изготовлением «кафлей», гладких расписных изразцов «с синими травами», занялись два шведа — Ян Флегнер и Кристан.

Вслед за ними печные изразцы начали выделывать более десятка гончарных заводов — Афанасия Гребенщикова, Петра Русинова, Афанасия Чапочкина и других гончаров-предпринимателей. Спрос на их продукцию был большой. Изразцов и кафельных облицовочных плиток требовалось много, поскольку отопление оставалось печным, а лучшей облицовки для печей, чем изразцы, не придумали.

О применении изразцов в архитектуре вспомнили только во второй половине XIX столетия. Тогда значительный вклад в это искусство внес замечательный художник М. А. Врубель. В подмосковном имении крупного промышленника и мецената С. И. Мамонтова Абрамцеве собирались лучшие художники того времени: В. Васнецов, В. Серов, К- Коровин, А. Головин, М. Врубель и др. Решив найти утраченные секреты изготовления старинных русских изразцов, они построили в усадьбе обжиговую печь, и начались эксперименты. Сначала художники в абрамцевской мастерской робко повторили одноцветную поливу, затем воссоздали многоцветный изразец. Это позволило Врубелю сделать следующий шаг в развитии керамического искусства. Михаил Александрович создает покрытую глазурью майоликовую скульптуру. Это и голова львицы, и аллегорическое изображение весны, и легендарный Садко, и много других скульптур. Разноцветные майолики Врубеля поражают неожиданностью формы и богатством цвета. Они горят и переливаются красками, словно самоцветы.

Врубелем были созданы майоликовые камины на темы русских былин, изразцовые печи, садовая скамья и огромное керамическое панно «Принцесса Грёза», которое и сегодня украшает фронтон фасада гостиницы «Метрополь».

Драматическая легенда о принцессе Грёзе — рассказ о том, что созерцание ее красоты покупается ценой жизни. Мореходы во имя принцессы Грёзы преодолевают все препятствия, переживая опаснейшие приключения. На панно Врубель изобразил корабль, несущийся по волнам, и красавицу, склонившуюся над умирающим юношей.

Первоначально художник написал это панно на холсте. Оно предназначалось для Нижегородской всероссийской выставки, но заказчики забраковали работу. И уж потом, спустя несколько лет, Врубель вместе с Головиным перевели панно в керамику.

В конце XIX— начале XX века появляется заметный интерес к архитектуре прошлого. Здания, вполне современные конструктивно, украшали под старину, «одевая» их в керамический обливной наряд. Такой дом, облицованный поливной плиткой, стоит недалеко от бассейна «Москва» на Кропоткинской набережной. Красно-кирпичные стены здания с острыми высокими фронтонами обильно расцвечены керамическими декоративными панно работы художника С. Малютина.

Много радости доставляет нам древнее ремесло и искусство. Не потускнели краски, свежи и самобытны сюжеты, нарядны здания, украшенные изразцами и блестящими плитками. Но случается иногда увидеть зияющую пустоту на месте, где следовало бы находиться изразцу. Отчего это? Может быть, время сделало свое дело? Возможно. Но все-таки здесь больше нашей вины, чем времени. Как часто мы — любители старины, хотим унести на память не только воспоминания, но и что-то материальное из полюбившихся нам мест. И вот «любители» пытаются прихватить целый изразец, не зная того, что из этой кощунственной затеи все равно ничего не получится. Изразец — не плитка, его не отколупнешь от стены. Его можно разбить на мелкие кусочки, но никогда не вынуть целым. Вот и остаются на памятниках архитектуры зловещие раны, нанесенные безжалостной рукой потомка древних мастеров.

Сегодня мы стараемся залатать те дыры, что появились в результате варварского отношения к памятникам истории и архитектуры. Специалисты-реставраторы во многом разгадали секреты старых мастеров и производят теперь изразцы такими, что их не отличить от древних. Особенной известностью пользуются мастера Ярославских научно-реставрационных мастерских. Именно они изготовили зеленые, словно трава-мурава, и поли-хромные изразцы для печей, что стоят в боярских палатах, с которых мы начали разговор.

И в современной архитектуре облицовочная керамика — глазурованные и неглазурованные плитки для отделки фасадов и интерьеров зданий, плитки для полов — благодаря высоким эксплуатационным и декоративным свойствам является едва ли не самым распространенным отделочным материалом.

Многие предприятия по изготовлению керамических изделий освоили автоматизированный выпуск глазурованной и неглазурованной фасадной плитки всевозможных размеров и цветов. Плитки выпускают гладкими и рельефными. Ими облицовывают наружные стены каменных зданий, их наносят на железобетонные стеновые панели и блоки, ими отделывают лоджии, вставки, пояски, фризы, обрамления окон и дверей.

Облицовочная керамическая плитка находит широкое применение в облицовке кухонь и санузлов в жилых зданиях, детских садах, школах, на предприятиях общественного питания и торговли, в банях, медицинских учреждениях, некоторых промышленных зданиях — словом, везде, где требуется поддерживать идеальную чистоту, а также в помещениях с повышенной влажностью. В них из керамических плиток настилают также и полы. В обиходе плитки для полов называют «метлахскими» (от немецкого города Метлах, где еще в средние века было налажено их массовое производство). Они устойчивы к истирающим воздействиям, огнестойки и долговечны. Их выпускают гладкими и рельефными, глазурованными и неглазурован-ными, одноцветными и многоцветными. Есть плитки, по расцветке напоминающие мр-амор, есть плитки, которые набранные вместе составляют ковровые узоры, есть плитки с рисунком.

Итак, от киевских поливных плиток через сложнейшие изразцы мы снова пришли к керамической плитке. Однако круг не замкнулся, архитектурная керамика наших дней развивается на качественно новой основе. Развитие крупнопанельного домостроения потребовало массового выпуска красивых и долговечных облицовочных материалов, которые обеспечили бы возможность отделки стеновых панелей в процессе изготовления сборных элементов. И глиняные плитки сегодня хорошо справляются. с этой задачей.

Рождение бетона

Две тысячи лет назад в Риме проживало более одного миллиона человек. Это был очень тесный и шумный город. Его называли «стоязычным>». И действительно, говорили в Риме на многих языках. На улицах можно было встретить греков, египтян, парфян, иудеев, фракийцев и многих других иноземцев. В центре, застроенном роскошными виллами знати, храмами, термами, лавками торговцев, трактирщиков и брадобреев, в дневное время не протолкнуться. Там совершались торговые сделки, там отдыхали и развлекались. Туда приходили людей посмотреть и себя показать.

Древнеримский автор Ювенал записал свои впечатления о невыносимой тесноте города:

«…мнет нам бока огромной толпою
Сзади идущий народ: этот локтем толкает, а тот палкой
Крепкой, иной по башке тебе даст бревном ильбочонком;
Ноги у нас все в грязи, наступают большие подошвы
С разных сторон, и вонзается в пальцы военная
шпора».

Шум на улицах стоял невероятный: грохотали по камням мостовой телеги, с криками рано поутру бежали в школу ребята, зазывали клиентов менялы, бранились соседки на балконе пятого этажа многоквартирного дома-инсулы.

Да, да, не удивляйтесь — уже тогда Рим застраивался пяти-шестиэтажными домами. В городе были сооружены арочные мосты и акведуки. Нигде в мире еще не видывали таких внушительных арок, не встречали прежде и огромных куполов, перекрывающих здания. Казалось невозможным возвести купол диаметром 40 метров над «храмом всем богам» — Пантеоном, а римляне это сделали. Такие масштабные сооружения появились благодаря изобретению бетона — римского бетона.

Долгое время в Риме господствовала каменная кладка насухо. С крупными блоками камня все просто, они удерживаются силой собственной тяжести.

А для мелкого камня и кирпича такой способ кладки непригоден. Ничем не связанные кирпичные стены рано или поздно рухнут. Их обязательно надо связать каким-нибудь вяжущим веществом. Древние египтяне, греки, римляне вначале склеивали кирпичи глиной, потом нашли гипс, асфальт, известь. На их основе стали готовить строительные растворы и скреплять ими отдельные кирпичи и камни, превращая их в монолит.

В Древнем Риме кто-то догадался залить мелкие камни раствором извести и песка. Когда смесь застыла, получился достаточно прочный искусственный камень. Это произошло в III веке до н. э. С тех пор римляне начали применять строительный раствор со щебнем в качестве самостоятельного строительного материала. Новый камень получил название «римский бетон».

Он был несложным в изготовлении и более дешевым, чем природный камень. Теперь не надо было тесать и подгонять тяжелые каменные блоки. Для получения бетона не требовалась высокая квалификация строителей. Дело пошло быстрее. Это обстоятельство было чрезвычайно важным для такого большого города, как Рим.

В то время бетон применяли в основном для забутовки стен. Им заполняли пустое пространство между двумя стенками из кирпича или тесаного камня. Сначала заливали слой раствора из песка, извести и воды, вверху насыпали такой же слой — сантиметров 10—15 каменного щебня. Затем щебень трамбовали. Далее операция повторялась до тех пор, пока не достигали заданной высоты. Застывая, бетон соединялся со стенами в прочный монолит. При устройстве сводов и арок бетонную смесь укладывали по деревянной опалубке необходимой формы. Уплотняли бетон очень осторожно, чтобы не повредить опалубку и не нарушить форму свода.

Страницы:


ООО "Гриднев" © 2016-2024

  E-mail: contacts@gridnev.biz