|
||||
Gridnev ОКНА - производство, установка, реализация металлопластиковых окон. |
А теперь мы вспомним о камне, который при всей своей необычности и неповторимости имеет самое непосредственное отношение к строительству. Этот странный камень, из которого можно ткать ткани, был известен еще в Древней Греции, Китае, Индии, Иудее. Имя ему асбест. В греческом языке это слово означает «неразрушимый», «неугасимый». И действительно, этот камень не боится огня. Он состоит из длинных волокон, из них в давние времена люди умели прясть пряжу и ткать ткани, из которых делали несгораемые фитили для светильников, шили погребальные рубашки, одежду для жрецов. В России волокнистый камень, или, как его называли, каменную кудель, впервые нашли в 1720 году на Урале, близ Екатеринбурга, затем в том же году в районе Невьянска. Известный заводчик Демидов организовал фабричное производство асбестовой ткани, кружев и перчаток из необычного волокна, так называемого горного льна. Камень легко разбирали в руках на тонкие волокна, их промывали и затем пряли вместе с натуральным льном по всем правилам прядения. Из смешанных нитей получали ткань, которую прокаливали на огне, выжигая льняную нить. Изделия из асбестовой ткани не надо было стирать, достаточно положить их в огонь, как вся грязь отойдет, выгорит. Рассказывают забавный случай. Как-то Акинфий Демидов подарил Петру I красивейшую скатерть, серебристую и очень тонкую. К обеду стол накрыли новой скатертью, Демидов, желая удивить царя, якобы нечаянно опрокинул тарелку с жирной пищей да еще бокал с красным вином. Химчистки тогда еще не знали, вещь была испорчена. Петр не скрывал досады, а заводчик, улыбаясь, взял скатерть со стола и бросил ее в горящий камин. Через некоторое время он вытащил ее из огня, охладил и снова расстелил на столе. Никаких следов пятен не осталось. Скатерть снова блистала и переливалась на солнце. В конце XVIII столетия в Италии Елена Перпенти придумала, как ткать ткани и получать тончайшие кружева из асбеста, но уже без добавок льна. При этом изделия оказались более прочными и отпала необходимость выжигать льняные нити. Бумага, изготовленная итальянкой из асбеста, была пригодна для письма. Интересно, что и сегодня бумагу для государственных и исторических актов готовят с добавками асбеста. Асбестовые ткани нашли применение и в сегодняшней жизни. Из них шьют одежды пожарников, делают театральные занавесы, тормозные ленты для автомобилей; асбест употребляют как изоляцию для электрических кабелей и многих других технических изделий. Исключительные качества асбеста — его несгораемость, плохая теплопроводность, устойчивость к коррозии и гниению, его прочность, легкость обработки, возможность смешения с другими веществами, невысокая стоимость — делают его незаменимым строительным материалом. Уже с XVIII столетия асбест использовали в огнестойком строительстве. Асбестовые картон и бумагу применяли для подшивки огнестойких крыш, оклейки стен, для прокладок при устройстве печей и дымоходов. На Урале стены деревянных зданий штукатурили раствором, составленным из глины, извести и асбеста. Такая штукатурка защищала строения от огня и делала их более долговечными. Сегодня из смеси асбеста и цемента научились производить различные асбес'тоцементные изделия и конструкции для строительства. Это плитки для кровли, тонкие плоские листы для перегородок внутри зданий, для потолков, балконных экранов, волнистые элементы для сводов летних сооружений, водопроводные и канализационные трубы. Обычно асбестоцементные изделия и конструкции выпускают без дополнительной окраски — серого цвета. Но при необходимости изготавливают и цветные плиты, и листы. Казалось бы, все прекрасно. Но вот некоторое время назад ученые из Международного агентства по изучению рака пришли к выводу, что асбест является канцерогенным веществом и может быть причиной заболевания людей. Тем не менее полностью применение асбеста не запрещено ни в одной стране мира. Но изделия и конструкции из него необходимо покрывать защитном слоем краски, пластика или иного материала, тогда они становятся безопасными. Наш рассказ о необычных камнях будет неполным без рассказа о пластинчатом камне — слюде. Она обладает свойством лущиться на тоненькие, сверкающие, гибкие и прозрачные пластинки. Триста лет назад ее вставляли вместо стекла в окна. Очевидно, с XV века слюду добывали на берегах Белого моря, на самой северной окраине Московии, так называли тогда Россию, и продавали не только на внутреннем рынке, но и в западных странах. Разными путями — и по суху, и по морю — шла она за границу и попала на Апеннинский полуостров. Именно там, в Италии, Московию называли «Муска», и русскую слюду по всему миру стали звать мусковитом. Особую ценность представляли крупные листы слюды. Такими цельными пластинами в начале XVII столетия были затянуты окна кареты, хранящейся сегодня в Оружейной палате Кремля. Мусковитом «стеклили» окна царского дворца в Коломенском и во многих боярских хоромах и палатах. Часто в оконницы вставляли разноцветную слюду, и она давала мягкий, приятный свет в помещении. Окраска слюды зависит от наличия примесей. Обычно встречается слюда почти бесцветная или окрашенная в золотистые тона, но есть и ярко-зеленые мусковиты. Слюду использовали не только для замены стекла, из нее выделывали изящные коробочки, пудреницы и другие мелкие поделки. Сегодня ее, конечно же, не вставляют в оконные рамы, но от этого она не стала менее ценным материалом. Слюда нашла применение в электрической промышленности. Благодаря своим электроизоляционным свойствам и огнестойкости она используется в кинескопах телевизоров, авиасвечах, электропаяльниках, в космических кораблях. Существует много разновидностей слюд, и одна из них — гидрослюда. Она образуется из обычных слюд, на которые воздействует вода. Такие слюды откладываются на дне моря. Но они образуются и на суше в процессе химического выветривания. В результате получается золотистый или серебристый слюдоподобный минерал вермикулит. Он обладает совершенно необыкновенной способностью при нагревании вспучиваться и увеличиваться в объеме в сорок раз! В состав вермикулита входит от 8 до 18 % молекул воды. При нагревании образуется пар, который раздвигает пластинки вермикулита, причем они отходят друг от друга, не растрескиваясь и не ломаясь. Этот вспученный материал служит отличным зву-ко- и теплоизолятором и широко применяется в современном строительстве. Его используют также как добавку к минеральным удобрениям, чтобы они не слеживались. Порошок вермикулита служит сухой смазкой движущихся деталей мотора. А кроме того, из вермикулита получают «золотые» и «серебряные» краски. Вот такие удивительные существуют камни. О глине, и не только о нейЛет 600 назад, а может быть и более, к Хлынову, так прежде называли город Вятку, подошли полчища кочевников. Городу грозила гибель. Стали горожане думать, как отвести беду, и решили взять врага хитростью. Все жители от мала до велика «вооружились» глиняными свистульками, и подкравшись ночью к вражескому лагерю, подняли невероятный свист. Кочевники подумали, что их окружают подоспевшие на подмогу горожанам войска, и в страхе бежали. С той поры жители города отмечали свою победу праздником «Свистунья» — так гласит легенда, которая объясняет возникновение игрушечного промысла из глины в Дымковской слободе на берегу Вятки. Глиняные игрушки вятичи делали отменно. Яркие, горящие цветными пятнами фигурки животных, птиц, нарядных франтих с незапамятных времен радовали и До сих пор радуют не только ребятишек, но и взрослых. Глиняные игрушки лепили не только в Дымке, а во всех уголках земного шара — благо везде есть глина. Ктo скажет теперь, где и когда наш далекий пращур вылепил первую игрушку? Археологи находят фигурки из обожженной глины в самых древних стоянках человека. Мы не ответим сегодня, для чего он лепил фигурки: забавлялся ли, разминая комочек глины, хотел ли сделать талисман на счастье, а может быть, хотел утешить расплакавшегося ребенка? Кто знает? Ясно лишь одно — игрушка была извечной спутницей человека, и лет ей столько же, сколько человечеству. А вот вылепить глиняный сосуд или иную какую посуду он долгое время почему-то не догадывался и пользовался посудой из мягкого камня. Согласитесь, это не самый подходящий материал для горшка, миски или кружки. И только несколько тысячелетий назад кто-то впервые вылепил из глины нечто подобное миске, а потом положил в огонь. Спустя некоторое время, когда изделие остыло, он взял его^ в руки, наполнил водой — она не уходила. Так появилась посуда, в которой можно было не только хранить, но и варить пищу. Пройдет немало времени, прежде чем человек изобретет гончарный круг, научится покрывать посуду эмалями и глазурями, создавать из глины не просто горшки и кувшины, а произведения искусства. И еще первобытный человек нашел применение глины в строительстве жилища. Примерно 5 тысячелетий назад он обмазал снаружи жерди шалаша или хижины мокрой глиной и обжег ее, разложив вокруг костры. Оказалось совсем неплохо: ветер не продувал, дождем не заливало. В своем стремлении сделать жилище более комфортабельным и уютным человек додумался выделывать из глины кирпичи и плиты, высушивать их на воздухе и выкладывать из них свои дома. Случалось, что после сушки кирпичи обжигали, и они становились прочными, как камень. Так была найдена замена природному камню. Искусственный камень стали делать из глины. В ранних русских письменных источниках кроме слова «глина» употребляется слово «скудель». Скуделью называли не только глину, но и землю, прах, тлен, все земное — непрочное, преходящее. Сосуд скудельный — значит, глиняный сосуд, к тому же хрупкий. Скудель-никами называли гончаров, выделывавших изделия из глины. Что же такое глина, вернее, глины, поскольку они отличаются большим разнообразием состава? Это, как и камни, горные осадочные породы. Глины образовались в результате разложения и выветривания горных пород, содержащих полевой шпат, слюду и другие минералы. В глинах обязательно присутствуют глинистые минералы каолинит, монтмориллонит, гидрослюда. Минералоги насчитывают сорок глинистых минералов. Размеры их в глинах большей частью микроскопически малы. Различные сочетания глинистых минералов между собой и с примесями образуют различные типы глин. Страницы:
|
ООО "Гриднев" © 2016-2024 |
E-mail: contacts@gridnev.biz |