|
||||
Gridnev ОКНА - производство, установка, реализация металлопластиковых окон. |
Для доставки валуна к реке придумали оригинальный способ передвижения с помощью бронзовых шаров, перекатывающихся по обитым медью желобам. Желоба выдолбили в 12 бревнах и установили под платформой. По мере передвижения платформы с камнем задние желоба нужно было перетаскивать вперед. 1220 работных людей утрамбовывали дорогу, отливали медные желоба, бронзовые шары, болты и многие другие приспособления. Наконец в марте 1769 года камень тронулся в путь. На него взобрались барабанщики, горнист и каменотесы. По сигналу горниста сотни рабочих налегли на рычаги, и платформа медленно покатилась на шарах. 4 месяца двигалась платформа до пристани. А путь равнялся всего лишь 8,5 километра. Пока камень катился по своеобразным рельсам, наверху кипела работа: каменотесы срубали лишнее, там же, на камне, кузнецы правили инструмент. Монолит доставили к заливу. Но ни одно из имевшихся судов для этой цели не годилось. Пришлось строить широкое плоскодонное судно. А как перегрузить Гром-камень? Судно затопили, предварительно разобрав один борт. Затем на тех же желобах с шарами втянули валун на судно, и когда оно всплыло, двинулись в путь по воде. 22 сентября 1769 года камень-гигант был доставлен на место. В его перевозке и всех подготовительных работах участвовало более 5 тысяч рабочих. Хоть и велик Гром-камень, но это не самый крупный монолит. Из еще более крупного в начале 30-х годов XIX века вытесали Александровскую колонну на Дворцовой площади. Она была установлена под руководством архитектора А. Монферрана в знак увековечения памяти героев Отечественной войны 1812 года. Общая высота колонны от основания до вершины креста 47,5 метра, а собственно колонна, ее гранитный монолит равняется 28 метрам и весит около 500 тонн. Пьедестал колонны — из блока красного гранита, обнаруженного в местности Летсарма на берегу Финского залива. Монолит для колонны найден на каменоломне Пютерлакс. Чтобы отделить его от скалы, которая возвышалась на 14,5 метра над уровнем моря, работали одновременно две группы рабочих: одна обтесывала глыбу с торцов, вторая окалывала камень по всей длине. Массивными железными клиньями монолит отделили от скалы и при помощи рычагов и кабестанов опрокинули на подготовленный помост. Тут же вчерне обработали и водным путем доставили к месту установки. Вынимали монолит 2 года 600 человек рабочих. Установка монумента вызвала живой интерес у горожан, и 30 августа 1832 года на Дворцовой площади собралось более 10 тысяч человек. Подъем колонны вели с помощью 60 кабестанов. Каждую лебедку-кабестан обслуживали 16 солдат, они орудовали рычагами, о матросов тянули канаты, а один унтер-офицер наблюдал за порядком. Кроме того, в резерве были еще около 200 солдат, матросов и унтер-офицеров. Через 100 минут площадь огласилась криками «Ура!»— колонна была установлена. Затем в течение еще пяти месяцев 200 человек полировали ее. Наконец, на верху столпа установили фигуру ангела с крестом, а на постаменте укрепили декоративные бронзовые рельефы. Прекрасный гранитный монумент вот уже более полутора веков украшает город на Неве. Спору нет: гранит — замечательный камень, но из тех, что подарила нам застывшая магма, не менее замечательными являются и лабрадорит, габбро, базальт, туф. Лабрадорит — порода, состоящая главным образом из минерала Лабрадора. Этот минерал из группы полевых шпатов синевато-черного и серого цвета с яркими глазками-переливами. Красота этого камня открывается всегда неожиданно, при нечаянном изменении точки наблюдения. Кристаллы Лабрадора, которые весьма неоднородны по химическому составу, обладают свойством иризации: при прохождении света на гранях спайности соединения минералов появляется радужная игра цветов. Вдруг весь камень охватывают ярко-синие, малиновые, золотисто-зеленые и фиолетовые всполохи. Эту сказочную игру красок и мерцание назвали иризацией по имени богини Ириды. Кто хоть раз любовался этим камнем, уже не сможет не искать его всюду: в отделке зданий, станций метро, памятников. Лабрадорит использован в облицовке цокольного этажа гостиницы «Москва», могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены, постамента памятника В. Маяковскому. Темная облицовка со сверкающими глазками украшает дома на улице Лубянке, цоколь высотного здания на Смоленской площади. Этот камень лучше подвергается обработке, чем гранит. Его красота и долговечность привлекают к нему внимание архитекторов и скульпторов. Возможно, к лабрадориту можно отнести строчки армянской поэтессы Сильвы Капутикян: А где-то праздничные, разные, забившись тихо в уголки, в земле таились камни радости, как бы под пеплом угольки. Изумительный камень лабрадорит был найден во второй половине XVIII века в Канаде на полуострове Лабрадор, отсюда и наименование минерала «Лабрадор» и камня «лабрадорит». Впервые он попал в Европу в 1775 году и вскоре завоевал сердца модниц, камень применяли в ювелирном деле. Со временем выяснилось, что в Европе и странах Востока с этим камнем люди были знакомы давно и называли его «тавусиным камнем», что по-персидски значило «павлиний камень». И верно, радужное сияние камня напоминает переливы на пере павлина или на крыльях бабочек. Знали камень и в нашей стране. Оказалось, что в мозаике Десятинной церкви в Киеве встречались кусочки «синеглазого» камня из местных месторождений. А это X век! Затем о камне не находим упоминаний. Вновь он появился в России только в 1781 году. При прокладке Петергофской железной дороги в окрестностях Петербурга обнаружили бархатисто-черные с синими отблесками валуны. Их находили довольно часто, валуны обрабатывали на Петергофской гранильной фабрике и делали из них шкатулки, табакерки, украшения. За табакерки платили от 500 до 1500 рублей, по тем временам суммы баснословно большие. Продавали камень и необработанным. Найденный у Калинкина моста в Петербурге валун длиной 80 сантиметров и толщиной 45 сантиметров был продан герцогу Девонширскому за одну тысячу рублей. Предприимчивый люд сообразил поискать чудо-камень в мостовых города. Известно, что некий Сид-ников выламывал валуны лабрадорита и повредил не одну мостовую. Однако цены на радужный камень после 1835 года резко упали, так как на петербургский рынок стал поступать в большом количестве волын-ский «радужник», так иногда, называли лабрадорит за иризацию. На Украине оказались богатейшие залежи этого минерала. В Черкасской области нашли кусок пятнистого Лабрадора в золотисто-желтых и лиловых тонах. Из одного глазка этого камня умельцы вырезали книгу-сувенир размером 12X8X3 сантиметров. Это уникальное изделие хранится в минералогическом кабинете Киевского государственного университета. Другой камень из глубин земли, ближайший родственник лабрадорита — габбро чаще всего встречается темного цвета: черного, оливково-зеленого, темно-зеленого, коричневато-зеленого. Иногда находят камень пятнистой окраски. Габбро отличается необычайной прочностью и стойкостью против выветривания, и вместе с тем он хорошо полируется, поэтому считается прекрасным строительным и облицовочным материалом. Он используется в отделке метро, габбро облицованы набережные Москвы-реки. Уникальная прочность габбро сделала его незаменимым в дорожном строительстве: из него получают отличный щебень и выделывают почти не истирающиеся дорожные камни. В строительстве и архитектуре используется также камень базальт. Внешне он напоминает габбро своей темной окраской от темно-зеленого до черного цвета. Но это так называемая изверженная порода. Базальт в свое время излился на землю в виде вулканической лавы, а застыв, превратился в твердый камень. Его довольно много встречается в Грузии и Армении. Культура обработки твердых пород камня и верность каменному строительству считается своего рода «генетической» чертой этих народов. Еще в XI веке собор Светицховели в городе Мцхета был построен из базальтовых и туфовых блоков. Особенно большое впечатление производит крыша собора. Она состоит из множества тесаных базальтовых черепиц. Базальт довольно легко обрабатывать — тесать, из него сделаны питьевые фонтанчики на улицах и в скверах Еревана, выполнены многие узорные украшения на зданиях города. Пятипролетный акведук, перекинутый через ущелье реки Раздан, также облицован базальтом грубой тёски. Мы уже говорили, что вулканы оставили нам много разновидностей камней, которые успешно применяются в строительстве. В Армении издревле используют вулканический туф. Он образовался в результате цементации вулканического пепла, шлака, обломков вулканического стекла и других выбросов при извержении вулкана. На западном склоне потухшего вулкана Ара-гаца располагается богатое месторождение розовых туфов. Это очень красивый и мягкий камень, его можно обрабатывать топором и пилой. Техника кладки из вулканического туфа почти не отличается от техники кладки из известняка. Блоки тщательно отесываются с лицевой стороны и по внешнему краю в местах примыкания к соседним блокам. Остальные грани остаются в грубоколотом виде. Каждый камень имеет форму усеченной пирамиды с шероховатой поверхностью, обращенной внутрь кладки. Забутовку производят раствором извести и булыжником. И сегодня в городах и поселках Армении широко применяют в строительстве местный камень. Современный Ереван своей неповторимостью во многом обязан лилово-розовому туфу. Но в Армении встречаются туфы и других цветов и оттенков — от светло-желтого до густо-оранжевого и даже черного. Здания, отделанные ими или построенные из этого строительного материала, «заговорили» на улицах Еревана каким-то удивительно ярким и радостным языком. Вулканические туфы украшают и некоторые здания Москвы. Например, здание МХАТа на Тверском бульваре облицовано бугристыми блоками бурого туфа. Туф оказался не только красивым, но и очень прочным камнем, прочнее самого лучшего кирпича. Многие из древних строений V–XI столетий неплохо сохранились до наших дней. А ведь полторы тысячи лет — возраст весьма почтенный. Страницы:
|
ООО "Гриднев" © 2016-2024 |
E-mail: contacts@gridnev.biz |